Преподаватель:

к.т.н, доцент, Веревкина Ольга Ивановна.

Название курса – Технические средства обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте

Описание курса (о чем курс),
Назначение технических средств обеспечения безопасности движения; закрепление и предотвращение ухода подвижного состава на стационарных путях; устройство механизации и автоматизации роспуска вагонов на сортировочных горках; переезды; речевые регистраторы; цифровая связь на ЖДТ ; локомотивные приборы безопасности; устройство контроля схода подвижного состава; автоматизированные системы контроля; перегонные устройства контроля технического состояния поезда; аварийно-восстановительная техника; определение и классификация опасных грузов.

Правообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС), имеет лицензию на образовательную деятельность.

 Автор-составитель 

к.т.н., доц. кафедры " Управление эксплуатационной работой " ФГБОУ ВО РГУПС Веревкина Ольга Ивановна

Минимальные технические требования к аппаратному и программному обеспечению для работы в системе онлайн-обучения РГУПС

 Программа (содержание) курса:

  • Лекция 1. Назначение технических средств обеспечения безопасности движения. Взаимосвязь надежности технических устройств и безопасности движения. Цели и задачи технических средств при выполнении эксплуатационной работы на станциях и перегонах. Организация эксплуатационной работы и повышение безопасности движения. Общие понятия и термины технических средств обеспечения безопасности движения. Показатели надежности систем и технических средств.
  • Лекция 2. Закрепление и предотвращение ухода подвижного состава на стационарных путях. Механические средства закрепления подвижного состава на станционных путях. Закрепление подвижного состава автоматизированными средствами. Технические средства предотвращения ухода подвижного состава.
  • Лекция 3.  Применение лубрикации на железнодорожном транспорте.
  • Лекция 4. Устройство механизации и автоматизации роспуска вагонов на сортировочных горках. Сортировочные станции и сортировочные горки, виды, классификация. Вагонные замедлители. Устройства генерации сжатого воздуха. Очистка стрелок.
  • Лекция 5. Переезды. Термины, понятия и определения. Классификация и оснащение переездов. Сигнализация на переездах. Переездное автоматическое контрольное устройство (ПАКУ). Микропроцессорная система автоматического управления переездной сигнализацией (МАПС). Опытный образец системы АУУП. Сигнальные знаки, светофоры, устройства заграждения переезда (УЗП).
  • Лекция 6. Речевые регистраторы. Видеорегистраторы. Цифровая связь на ЖДТ.
  • Лекция 7. Погрузочно-разгрузочные технические средства. Назначение и классификация погрузочно-разгрузочных машин. Транспортно-складские системы.
  • Лекция 8. Локомотивные приборы безопасности. Комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ). Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Универсальная система автоматического ведения поезда (УСАВП). Единая комплексная система управления и обеспечения безопасности движения на тяговом подвижном составе (ЕКС). Система автоматического управления торможением поездов (САУТ). Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС). Безопасный локомотивный объединенный комплекс (БЛОК). Локомотивные тормоза. Стационарное тормозное оборудование (УЗОТ).
  • Лекция 9. Перегонные устройства контроля технического состояния поезда по ходу движения. Комплекс технических средств (КТСМ). Устройства и технические характеристики КТСМ. Действия в нестандартных ситуациях при срабатывании КТСМ.
  • Лекция 10. Устройство контроля схода подвижного состава (УКСПС). УКСПС устройство, размещение. УКСПС, действие в нестандартных ситуациях.
  • Лекция 11. Техническое оснащение вокзала. Система «Умный вокзал». Реклама на ЖДТ. Перевозка маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте.
  • Лекция 12. Вагонное хозяйство. Автоматизированная система коммерческого осмотра АСКО ПВ. Смотровая вышка АСКО СВ. Автоматизированная система коммерческого осмотра «Пальма». Система тепловизионного контроля «ПАУК». Тепловизионное оборудование. Техническое обслуживание и ремонт.
  • Лекция 13. Контроль за движением подвижного состава системой ГЛОНАСС. Система контроля земляного полотна георадар.
  • Лекция 14. Аварийно-восстановительная техника. Ремонтно-строительная техника на железнодорожном транспорте. Специализированная техника для проведения ремонтных и хозяйственных работ на станции. Диагностические вагоны.
  • Лекция 15. Определение и классификация опасных грузов. Упаковка и перевозка опасных грузов. Действия работников при возникновении аварийных ситуаций с опасными грузами. Подвижной состав для перевозки опасных грузов.
  • Лекция 16. Технические средства обеспечения безопасности в системе энергоснабжения.
  • Лекция 17. Автоматизированные информационные системы в области обеспечения безопасности движения. Комплексная автоматизированная система учёта, анализа и контроля устранения отказов технических средств (КАСАНТ). Комплексная автоматизированная система учёта и анализа случаев технологических нарушений (КАСАТ) и т. д.
  • Лекция 18. Автоматизированные системы, обеспечивающие эксплуатационную работу. Автоматизированные системы АСУТ, ЭЛЬБРУС.
  • Лекция 19. Информационные системы, обеспечивающие сопровождение грузовой и коммерческой работы. Автоматизированные системы АСУ «Грузовой экспресс», ЭТРАН.
  • Лекция 20. Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками АСУ «Экспресс». Подсистемы входящие в структурную схему информатизации железнодорожного транспорта.

Формируемые компетенции и результаты обучения:

 Знает: оперативное управление и анализ эксплуатационной работы железнодорожного транспорта; организацию движения поездов в узле; показатели безопасности движения; структуру автоматизированных систем управления поездной и маневровой работой

 Умеет: применять элементы сетевых технологий: электронную почту, сеть Интранет; производить оценку технического состояния объектов инфраструктуры разрабатывать технологические процессы работы железнодорожных станций, участков и направлений; составлять документы

Имеет навыки: методами оценки надежности технических средств обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, методами разработки технологических процессов работы станций; способами оценки основных технических решений, принятых в проектах новых и реконструкции эксплуатируемых железнодорожных линий

 Рекомендуемые направления подготовки: 23.05.04 Эксплуатация железных дорог

 Входные требования (пререквизиты). Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин: "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте", "Безопасность жизнедеятельности".

Общая трудоемкость 4 зачетные единицы (144 часа)